Петр I и епископ Митрофан

В конце XVII - начале XVIII века город Воронеж стал центром военного кораблестроения, руководимого царем Петром I.

В начале 1696 года в городе была основана первая верфь.

С помощью кораблей первой флотилии, спyщенных на воду в апреле и мае 1696 года, русские войска летом того же года штурмом взяли турецкую крепость Азов.

Осенью 1696 года Петр I утвердился в замысле продолжать сооружение Азовского флота. 20 октября боярская Дума в Москве приняла знаменитое решение: «Морским судам быть...», а 4 ноября после проработки необходимых документов окончательно утвердила строительство флота.

Малоизвестный городок Воронеж не только становится главнoй военной судостроительной верфью России, нo и решительно влияет на судьбы европейской политики. История воронежского кораблестроения началась в 1694 году и закончилась в 1705 переводом воронежского Адмиралтейства в Тавров. В обозначенном десятилетии можно четко выделить три судостроительных этапа.

Первый этап (1695-1696 гг) связан с первыми походами на турецкий Азов. В Воронеже для перевозки армии, ее снаряжения и продовольствия строились многочисленные речные суда: струги, лодки, плоты, однако настоящей верфью для морских судов город еще не стал (1695 г.).

Галера Принципиум

После неудачного первого похода Петру I стало ясно, что без хотя бы небольшой флотилии Азов, по существу морскую крепость, ему не одолеть. В зиму 1695-1696 гг, в Воронеже были заложены 2 небольших корабля-галеаса « Апостол Петр» и «Апостол Павел» и 4 брандера. А основу флота составляла гребная флотилия из 22 галер и 23-й флагманской, которую нарекли «Принципиум».

Второй этап (1696-1698 гг.). По настоянию Петра I боярская Дума в ноябре 1696 года принимает двухлетнюю программу строительства теперь уже большого Азовского флота. Было решено к концу 1698 года построить 78 судов (линейных кораблей, баркалонов, «барборских», бомбардирских, галер), а также множество вспомогательных речных судов - стругов, лодок и проч. Постройка кораблей должна была осуществляться в меньшей степени за счет государства и в большей - за счет вновь созданных многочисленных «кумпанств».

Образовались светские, купеческие, духовные «кумпанства». Им были выданы подробные чертежи будущих судов, определены потребности в материалах, мастеровых, рабочих, а также выделены участки под стапели.

Воронеж стал главной базой строительства Азовского флота. Здесь намечено было возвести, причем в кратчайшие сроки целый ряд принципиально новых для города построек - Адмиралтейский двор с Адмиралтейством в нем, Государев дворец, флотские магазины, Адмиралтейскую верфь и на ней небольшой дом Петра I, а такжe построить, оснастить и запустить в paботу почти всю сопутствующую кораблестроению мануфактурную промышленность.

Нельзя, однако, забывать, что за всей внешней романтикой кораблестроительной эпохи, которой так часто восхищаются историки, стоит принудительный труд тысяч простых крестьян, оторванных от семей, пригнанных на верфи и на заготовки леса. Из-за непосильной работы, жары и эпидемий многие сотни людей нашли свою смерть на воронежском берегу.

Вид Воронежа

Чтобы полнее представить себе строительное искусство проишедших веков, архитектуру, во многом навсегда скрывшуюся от наших взоров, рассыпавшуюся в прах под гнётом столетий или подчас неимоверно сильно видоизмененную, необходимы вещественные, документальные подтверждения ее материального существования. В этом смысле представляет большой интерес гравюра, сделанная с рисунка голландского путешественника Корнелия де Бруина, посетившего Воронеж в 1703 году. На ней изображен панорамный вид города со стороны подножия приречныx холмов пригородной Чижовской слободы.

Южнее Успенской церкви, на острове стоял обширный Адмиралтейский двор (крепость) с земляной насыпью в основании и четырьмя башнями по углам. Выше по течению реки виднелись парусный двор и цейхгауз (1697-1698 гг.) - главный флотский магазин-склад, у которого, по описанию того же путешественника, было два нижних кирпичных этажа и один верхний деревянный. Южнее Адмиралтейского двора, на соседнем острове, размещались государственная корабельная верфь и деревянный жилой дом царя Петра, построенные в те же годы, что и Адмиралтейство.

А на берегу, вблизи Успенской церкви, стояли жилые дома вельмож, известных сподвижников Петра: Ф.М. Апраксинана, Ф.А. Головина, А.Д. Меньшикова и дpугих. Эти здания располагались, по соседству с длинными деревянными мостом соединявшим берег с Адмиралтейским двором. Как царские покои, так и дома Меньшикова и Апраксина имели высокие крыши с крутыми скатами. Их облик перекликался со старой северорусской архитектурой.

Божье Предвидение

Третий этап (1699-1705 гг.). Самый южный из островов был отведен под Государеву или Адмиралтейскую верфь. Здесь были установлены стапели, и на протяжении девяти лет строились самые крупные, самые лучшие корабли Азовского флота. Именно на этой верфи 19 ноября 1698 года Петр I торжественно заложил 58-пушечный линейный корабль «Божье Предвидение». Спущенный на воду 27 апреля 1700 года, он стал гордостью российского судостроения Петровской эпохи.

Судостроительный комплекс, построенный и запущенный для производства военных судов в 90-е годы XVII века, продолжал свою активную деятельность и в начале XVIII века.

Волею судьбы Успенский монастырь оказался в самой гуще кораблестроения. По указу царя в 1700 году оп был закрыт, а его братия переселена в Алексеевский монастырь. Совсем еще новая каменная монастырская Успенская церковь была преобразована в Адмиралтейскую.

На сегодня реконструкция Воронежского судостроительного комплекса В.Митина не только единственная исторически достоверная, но и наиболее полная. Мы впервые можем увидеть, какой была первая верфь российского флота!

В 1705 году воронежское Адмиралтейство и все основное производство были переведены ближе к устью реки Воронеж на новую верфь-фортецию Тавров.

Суда на Тавровской верфи продолжали строится и после смерти Петра I. К 1770 году кораблестроительные работы в Таврове были прекращены. Тавров потерял статус города, а в 1779 году стал селом Таврово. В 1969 году Таврово включено в состав городской территории (левобережный административный район).

Так закончился яркий период в истории совсем не морского города Воронежа, волею судьбы ставшего первой крупной военной судостроительной верфью России.

После завершения кораблестроительных работ район бывшей крепости вновь принял на себя функции городского центра. Этому способствовало создание комплекса Воронежской епархии (учреждена в 1682 году). Главой ее был назначен епископ Митрофан.

До Великой Отечественной войны в Воронеже на крутом берегу реки величественно стоял храм с красавицей колокольней…

Архитектурный ансамбль Воронежской епархии начал формироваться с конца XVII века, когда под непосредственным руководством первого воронежского епископа Митрофана и с его благословения воронежцы воздвигают главный храм своего города – Благовещенский собор (строился в 1684-1690гг.). Этот храм изображен на рисунке Корнелия де Бруина.

Первый каменный собор простоял недолго. К 1718 году он пришел в ветхое состояние, его разобрали, а на освободившемся месте заложили новый собор (1718 г.).

Автором этой постройки был каменных дел мастер Андрей Клюка.

Следующий яркий этап в становлении архитектурного ансамбля епархии связан с именем одного из крупнейших зодчих эпохи русского классицизма Джакомо Антонио Кваренги (1744-1817).

В 90-е годы XVIII века по его проектам были возведены архиерейский дом, здание семинарии, величественная колокольня.

Работами на первом этапе строительства руководили местные архитекторы Николай Иевский и Иван Волков, а позже привлекались и другие воронежские архитекторы.

В 1836 году епархиальный центр был преобразован в Первоклассный кафедральный Митрофанов Благовещенский монастырь.

После Октябрьской революции в 1929 году городские власти приняли решение о закрытии монастыря и изъятии мощей. Колокола, в том числе 440-пудовый бас, пошли на переплавку.

Большая часть монастырских зданий пострадала в Великую Отечественную войну. А окончательная судьба монастыря решилась в начале 1950-х годов: территория была отведена под строительство главного корпуса университета.